Всероссийский инклюзивный фестиваль
#ЛюдиКакЛюди
28 марта — 2 апреля 2023 года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Югорка» присоединился к Всероссийскому инклюзивному фестивалю #ЛюдиКакЛюди, который приурочен к Всемирному дню информирования об аутизме.
Мы хотим, чтобы больше людей узнало о проблемах людей с аутизмом. Поэтому подготовили информационные памятки и буклеты, в которых рассказываем, что такое аутизм, как мы можем помочь таким людям и в особенности детям с расстройством аутистического спектра.
31 марта 2023 года в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля #ЛюдиКакЛюди были проведены мероприятия:
Тренинг для педагогов
«Критическое мышление как условие успешности педагога в работе с детьми с РАС»
Чаще заглядывай в самого себя
Цицерон.
Цель: познакомить педагогов с технологиями развития критического мышления в сопровождении детей с РАС.
В ходе тренинга педагоги познакомились с технологией и приемами развития критического мышления, посмотрели и проанализировали видеоролик о ребенке с РАС с использованием технологии развития критического мышления. Итогом тренинга стало строительство «моста» взаимодействия между разных социальных групп по сопровождению детей с особенностями развития. По завершении практикума педагоги отрефлексировали свое обновленное видение в сопровождении детей с расстройством аутистического спектра и возможность применения приемов развития критического мышления в практической деятельности.
Мастер-класс с родителями Играю вместе с мамой»
Цель: повышение компетентности родителей в организации игровой деятельности с детьми с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в домашних условиях.
В ходе мастер-класса педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог МАДОУ ДСКВ «Югорка» проводили с родителями игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию высших психических функций с использованием нейропсихологического подхода. Каждая группа упражнений предварялась информированием и завершалась выводом о развитии определенных качеств ребенка.
В начале практикума Пузанова Наталья Николаевна, педагог-психолог, провела игру на знакомство и изготовление снежинки из салфетки, удержание шара на планшете, в ходе чего участники пришли к выводу, что все люди разные и к каждому нужен свой особый подход. И только прилагая совместные усилия родителя и педагога можно прийти к желаемому результату – гармоничному развитию ребенка. Главной целью упражнений было осознание важности комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Далее Наталья Николаевна рассказала родителям о значимости совместной игры взрослого и ребенка в расширении поведенческого репертуара ребенка с аутизмом.
Амирова Василя Раисовна, учитель-логопед и Лаптева Инна Алексеевна, учитель-дефектолог продемонстрировали, как разнообразить и дополнить игровой сюжет ребенка, зацикленного на стереотипном действии.
Рассказав о значении мелкой моторики в жизни ребенка и ее связи с развитием речи и навыками самообслуживания, Пузанова Наталья Николаевна, провела игру с родителями на мягком бизиборде «Бабочка», наглядно показала, как можно в домашних условиях способствовать развитию мелкой моторики рук.
Объяснив в доступной форме влияние игр на развития межполушарных связей на развитие памяти, внимания, речи, специалисты провели с родителями специальные упражнения «Ладушки», «Ухо-нос», «Рисование обеими руками», «Сухой бассейн».
Осветив вопрос положительного влияния на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память тактильных игр и игр на прикосновение, Наталья Николаевна, Василя Раисовна, Инна Алексеевна провели игры и упражнения: «Рисование на спине и ладони», «Тактильные вкладыши», «Матрешка», «Сундучок прикосновений».
Лаптева Инна Алексеевна, учитель-дефектолог, рассказала об использовании имитационных игр, в ходе которых снимается неприязнь прикосновений в силу непроизвольного касания в игровом сюжете.
Мероприятия прошло в доброжелательной обстановке. В завершении практикума было проведено рефлексивное упражнение, в ходе которого участники поделились впечатлениями, полученными в ходе мероприятия. Педагоги отметили высокую практическую значимость игр и упражнений. По завершении участникам была предложена памятка «Развитие игровых навыков детей с расстройством аутистического спектра».
памятка Развитие игровых навыков детей с РАС
Квест «В мире людей»
Цель: формирование у детей социально – коммуникативных качеств личности.
Социальное развитие дошкольников – это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребенок учится учитывать интересы окружающих людей и жить по определенным правилам и нормам поведения.
Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе; умение отделить себя от других, чувствовать себя самостоятельной личностью, заявлять о себе, проявлять свою индивидуальность и в то же время отождествляться с другими, испытывая сочувствие к ним, сопричастность их переживаниям.
Одна из важнейших задач — формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе и к окружающему миру.
В ходе квеста воспитанники группы компенсирующей направленности закрепили знания о качествах, которыми должен обладать настоящий друг, о роли, которую играют друзья в нашей жизни. Выполняя задания, дети обобщили и уточнили знания об отношениях между людьми в смоделированных игровых ситуациях.
Дети узнали, что каждый человек имеет право на свои собственные чувства, свой взгляд на вещи, свои предпочтения, вкусы и желания, которые не всегда совпадают с их представлениями.
Ребята окунулись в увлекательное занятие – вместе со своими друзьями и воспитателем, развивая речевую активность и активизируя словарь, заново открыли как устроен мир, и учились понимать себя и строить свою судьбу.
Распространение памяток и буклетов об особенностях детей с аутизмом
Буклет Несколько слов об аутизме
Буклет Правила взаимодействия с ребенком с РАС
Буклет Что нужно знать про детей с РАС
Памятка Что нужно знать об аутизме