Главная / “Общественное обсуждение”

“Общественное обсуждение”

Со 2 по 8 ноября 2018 года ведется общественное обсуждение отчета Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры Н.В.Комаровой в сфере образования за 2018 год.
https://depobr-molod.admhmao.ru/obshchestvennoe-obsuzhdenie/2020829/obshchestvennoe-obsuzhdenie-otchet-gubernatora-yugry-v-sfere-obrazovaniya-za-2018-god

Предложения и замечания необходимо направлять до 9 ноября 2018 года  на адрес электронной почты MaksimenkoSR@admhmao.ru.

 

Образование

Консолидация финансовых ресурсов в государственной программе «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» позволила реализовать комплекс мероприятий по решению основных задач модернизации отрасли.

Показатели, характеризующие уровень развития образования в Югре за 2010-2018 годы, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей развития образования

 

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018 (оценка)

Численность детей в возрасте 0 – 17, тыс. человек

351,8

361,4

374,2

385,1

395,7

405,8

414,7

420,7

х

Введено в эксплуатацию объектов, в том числе:

18

20

14

26

27

29

25

14

9

Детских садов, единиц

14

14

10

19

22

25

19[1]

9[2]

63

Мест

2485

2434

1755

4175

4356

3793

3591

923

805

Общеобразовательных школ, единиц

3

4

3

4

4

8

6

5

3

Мест

1200

630

1000

2325

2165

1841

1074

955

510

Организаций профессионального образования (колледжи), единиц

1

2

1

0

1

0

0

0

0

Мест

264

850

420

0

800

0

0

0

0

Уровень обеспеченности дневными общеобразовательными организациями (школы), в процентах к нормативу

101,0

99,0

99,0

93,0

90,0

90,0

91,0

х

х

Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся во вторую (третью) смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, в процентах
Югра

23,2

24,4

24,3

25,4

24,3

25,0

20,5

20,2

20,7

Россия

12,9

13,1

13,8

13,7

13,2

14,0

12,6

12,4

х

Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования), процентов[3]

х

х

84,9

89,8

94,3

100,0

100,0

100,0

100,0

Охват детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет), процентов

х

х

53,3

53,9

56,9

60,6

61,0

72,0

72,7

Доля образовательных организаций среднего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе соответствующих организаций, процентов

х

4,8

5,0

5,3

5,3

10,5

21,1

26,3

31,6

Объем расходов консолидированного бюджета автономного округа в сфере «Образование» на 1 жителя, всего, тыс. рублей

28,8

32,2

37,5

40,5

45,4

44,8

46,1

х

х

х – нет данных

 

В течение 2018 года проводились мероприятия по обеспечению комплексной безопасности школьных зданий, устранено большинство замечаний надзорных органов, приняты меры по укреплению антитеррористической безопасности, благоустройству территорий, энергосбережению зданий, по совершенствованию организации питания.

Результаты мероприятий по укреплению материально-технической базы школ представлены в таблице 2:

 

Таблица 2

Результаты по укреплению материально-технической базы школ

в процентах

2015

2016

2017

2018 (оценка)

доля общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям

87,2

91,0

92,2

92,5

доля общеобразовательных организаций, обеспеченных средствами пожарной и антитеррористической безопасности, в том числе:

90,5

91,1

91,4

92,9

средствами пожарной безопасности

100,0

100,0

100,0

100,0

антитеррористической безопасности школ

81,1

82,1

82,8

85,7

 

По результатам деятельности образовательные организации автономного округа ежегодно попадают в перечни лучших школ России. Так по итогам 2017-2018 учебного года:

– в рейтинге лучших школ России по конкурентоспособности выпускников 16-е место занимает бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат» и 81 место – муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут;

– в рейтинге школ России по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России бюджетное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат» находится на 82 месте, а муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова» г. Сургут на 241 месте (https://raex-a.ru/rankings/school/2018/).

Во всех общеобразовательных организациях реализуются федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования, созданы оптимальные условия, соответствующие требованиям ФГОС.

Во всех общеобразовательных организациях введены:

– образовательный курс «Шахматы»;

как обязательные к изучению, в рамках основной образовательной программы:

– учебный предмет «Астрономия» (10-11 класс.);

– образовательная программа «Социокультурные истоки» (за счет часов внеурочной деятельности).

Поддерживается и развивается олимпиадное движение школьников. Впервые при проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по 11 предметам (астрономия, география, искусство, история, литература, математика, обществознание, право, русский язык, французский язык, экономика) был апробирован формат с использованием дистанционных технологий. Всего в региональном этапе приняли участие 1 335 обучающихся 9-11 классов (2017 год – 1142), в том числе 5 обучающихся 8 класса.

27 победителей регионального этапа всероссийской олимпиады школьников были допущены до участия в заключительном этапе по 19 предметам из 24 возможных. По итогам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников призерами стали 7 югорчан.

В 2018 году более 18 тысяч выпускников 9-х классов и более 9 тысяч выпускников 11-х классов участвовали в прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (ГИА).

За четыре года (2015, 2016, 2017, 2018) проведения единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) (2015, 2016, 2017, 2018) увеличилось количество участников, получивших высокие баллы (81 – 100) по учебным предметам: «литература», «история», «физика».

По итогам проведения ГИА-11 участниками ЕГЭ получено 40 стобалльных результатов. Показатель увеличился на 17,5% по сравнению с 2017 годом. Впервые за четыре года участником ГИА получен стобалльный результат по «обществознанию». Отмечается стабильность в получении участниками ГИА стобалльных результатов по «географии», «биологии», «информатике и ИКТ», «физике» в трехлетнем периоде.

Уменьшилось количество участников, проходивших ГИА по образовательным программам среднего общего образования и не преодолевших минимальное пороговое значение по учебным предметам: «литература», «английский язык», «физика», «математика» (профильный уровень), «русский язык».

За четыре года проведения ОГЭ (2015, 2016, 2017, 2018) увеличилась доля участников, получивших максимальный результат по учебным предметам: «история» – с 6,08% до 12,63%, «математика» – с 7,85% до 11,53%.

В 2018 году сократилась доля обучающихся, не преодолевших минимальный порог по учебным предметам ГИА-9, с 0,18% до 0,02% по сравнению с 2017 годом.

По итогам проведения ГИА-9 в 2018 году сократилась доля участников, получивших неудовлетворительный результат, по учебным предметам: «обществознание» с 2,36% до 2,07%, «история» – с 2,14% до 1,99%, «биология» – с 2,04% до 1,17%, «информатика и ИКТ» – с 1,23% до 1,09%, «химия» – с 0,52% до 0,35%, «физика» – с 0,42% до 0,31%, «математика» – с 2,05% до 1,65%.

В настоящее время в округе в сфере образования запущен проект по внедрению и развитию цифровой образовательной платформы «Образование 4.0», направленный на повышение образовательных результатов и развитие надпредметных и личностных компетенций учащихся посредством использования технологий персонализированного обучения. Одной из главных задач проекта является создание комплексной региональной модели индивидуализации образовательного процесса, учитывающей различные возможности школ округа. Второй неотъемлемой частью проекта является разработка и внедрение соответствующих средств автоматизации работы школ, обеспечивающих прозрачность организации образовательного процесса и повышающие уровень информационного взаимодействия между учителями, учащимися и родителями.

В 2019 году платформа будет адаптирована, с учетом региональной модели персонализированного обучения и запущена в 22 муниципальных образованиях.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре согласно предварительным статистическим данным количество детей с различными нарушениями развития в общеобразовательных организациях составляет 8 998 человек, из них 2 605 детей-инвалидов и 6 393 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для обеспечения полноты реализации прав обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в автономном округе сохранена сеть специальных образовательных организаций, реализующих в качестве основного вида деятельности адаптированные общеобразовательные программы.

Для создания условий получения инклюзивного образования, обучающихся с ОВЗ в автономном округе формируется сеть базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.

При поддержке Российской Федерации в лице Министерства просвещения Российской Федерации в автономном округе реализуется проект «Сетевой компетентностный центр инклюзивного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Инклюверсариум», позволяющий обеспечить интеграцию региональных полномочий в области инклюзивного образования на базе регионального сетевого компетентностного центра.

Ежегодно образовательные организации автономного округа являются лауреатами Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России».

В целях сопровождения индивидуальных практик педагогов, работающих по адаптированным общеобразовательным программам, а также в сфере социализации и реабилитации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на территории автономного округа функционируют 17 опорных образовательных центров.

Создан Ресурсный центр образовательных технологий, который является навигатором образовательных технологий по работе с детьми с особыми потребностями для педагогических работников автономного округа, родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Также на базе указанного учреждения функционирует Ресурсный центр для обеспечения функционирования и развития региональной системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 реализуются мероприятия в сфере обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, что вызволило увеличить долю детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста до 95 %.

В целях принятия необходимых и своевременных мер, позволяющих обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ на всех уровнях образования, Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры организована работа по межведомственному взаимодействию с иными органами государственной власти.

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте старше 3 лет составляет 100%, до трех лет – 34,4%.

Во всех 22 муниципальных образованиях автономного округа проблема обеспеченности местами детей в возрасте от трех до семи лет полностью решена.

В двенадцати муниципальных образованиях автономного округа решена проблема доступности дошкольного образования в полном объеме для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (г.г. Нефтеюганск, Покачи, Радужный, Урай, Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Ханты-Мансийский районы).

За период с 2012 года построено 110 детских садов на 19,4 тыс. мест, в 2018 году введено 6 новых зданий на 805 мест (оценка; на 01.11.2018 введено 2 детских сада на 100 мест (в том числе 25 мест в составе комплекса «Школа-детский сад», планируется до конца года ввести 4 объекта на 705 мест, в том числе в составе 2 комплексов на 235 мест).

В Югре оказывают дошкольные образовательные услуги – 442 образовательные организации, осуществляющие обучение по программам дошкольного образования (328 муниципальных дошкольных образовательных организаций, 25 частных организаций (в том числе 2 филиала), 88 общеобразовательных организаций с дошкольными группами (в том числе 5 филиалов), 1 – государственная организация иного типа). Посещают детские сады 114,8 тыс. детей.

Внедрен новый финансово-экономический механизм «Сертификат дошкольника».

Сертификат является именным документом, удостоверяет право на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации и предусматривает персонифицированное финансовое обеспечение получения общедоступного бесплатного дошкольного образования и доступной услуги по присмотру и уходу за ребенком (детьми) в образовательной организации.

Размер финансового обеспечения доступной услуги присмотра и ухода в частных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, составляет 3000 рублей в месяц на одного ребенка.

С начала 2018 года выдано 2 098 сертификатов (г. Ханты-Мансийск, г. Мегион, г. Нефтеюганск, г. Нижневартовск, г. Нягань, г. Сургут, г. Югорск, Октябрьский район, Сургутский район). Объем финансирования составил 54,2 млн. рублей.

Кроме этого, услуги присмотра и ухода за детьми младшего и дошкольного возраста оказывают 37 индивидуальных предпринимателей, в которых занято 1 582 ребенка; функционируют группы кратковременного пребывания, которые посещают 1 267 детей.

С 2014 года реализуется пилотный проект «Билдинг-сад». Такие дошкольные организации действуют в 4 муниципальных образованиях – 10 объектов на 739 мест.

20 июля 2018 года заключено соглашение о сотрудничестве между Правительством Ханты – Мансийского автономного округа – Югры и Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» по формированию модели ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. С целью выявления трудностей развития детей в раннем возрасте на базе каждого муниципального образования будут созданы мобильные центры обследования, помощи и дальнейшего сопровождения семей, имеющих детей раннего возраста.   Основная цель – наладить контакт с семьей для того, чтобы специалисты и семья стали единомышленниками, которые совместно будут помогать ребенку. Кроме этого необходимо поддержать родителей, самостоятельно занимающихся развитием ребенка с особыми потребностями и транслировать их опыт, а также познакомить родителей с лучшими методиками развития детей, имеющих особые образовательные потребности.

Благодаря системной работе по поддержке и развитию негосударственного сектора доля частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, от общего числа детских садов в автономном округе выросла до 5,5% (2015 год – 3,0%).

Югра активно вошла в федеральный приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Цель реализации проекта – достижение к 2021 году 75% охвата детей качественными программами дополнительного образования.

На сегодня общий охват детей и молодежи в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования в образовательных организациях автономного округа составил 72,7%.

Основные результаты реализации проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Югре» в 2018 году – это успешно реализованные проекты и выделение лучших практик для дальнейшего распространения.

В 2018 году функционируют четыре детских технопарка «Кванториум» (города Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Югорск, Сургут). Сегодня на регулярной основе в четырех Кванториумах занимаются более 2 000 детей, в целом в Кванторианское движение включились более 10 000 юных югорчан. В июле 2018 году запущен проект по созданию Кванториума в городе Нижневартовске. К 2024 году в автономном округе будет функционировать шесть стационарных детских технопарков «Кванториум». Депобразования и молодежи Югры совместно с органами местного самоуправления приступили к разработке концепции по созданию и развитию сети мобильных технопарков «Кванториум». Планируется создание не менее трех передвижных технопарков к концу 2024 года. Первый мобильный технопарк будет создан в Сургутском районе в 2019 году.

На сегодняшний день 36 905 детей (13% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет) получают образовательные услуги с использованием сертификата дополнительного образования, в том числе 3 195 у негосударственных поставщиков услуг. К 2020 году не менее 50% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут получать услуги с использованием сертификата дополнительного образования. Всего в реестр поставщиков услуг системы ПФДО включена 251 организация, из которых 82 – негосударственные. Сертификат обеспечивает детям возможность выбора любых кружков и секций и посещения их за счет средств бюджета как в государственных, так и в частных образовательных организациях, всеми без исключения детьми, независимо от материальных возможностей семьи: средства на получение дополнительного образования выделяются не образовательной организации, а непосредственно ребенку. Поэтапный переход на персонифицированное финансирование в дополнительном образовании всех субъектов Российской Федерации является одним из основных направлений федерального приоритетного проекта.

Ядром региональной модели системы дополнительного образования детей стал Региональный модельный центр дополнительного образования детей, обеспечивающий организационное, координационное и аналитическое сопровождение, мониторинг реализации регионального портфеля проектов «Доступное дополнительное образование для детей в Югре», а также согласованное развитие региональной системы дополнительного образования.

Создается сеть региональных ресурсных центров по направлениям дополнительного образования (6).

Сеть муниципальных опорных центров (в 2018 году создано 3 МОЦ), позволит обеспечить согласованную разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных программ для детей, единые подходы к повышения уровня профессиональной компетентности работников дополнительного образования.

Ядром модели «Лидеры Югры» станет Региональный ресурсный центр выявления и поддержки одаренных детей, который будет создан в Югре к концу 2018 года (заключено соглашение с Фондом «Талант и успех»). Запланировано проведение не менее 10 проектных смен на базе Центра с охватом детей не менее 600 человек. 50 обучающимся, прошедшим обучение на базе Центра, по итогам конкурсного отбора с 2019 года будут выплачиваться гранты на реализацию проектов и/или прохождение обучения/стажировки на базе ведущих региональных образовательных организаций или промышленных предприятий автономного округа.

В 75 образовательных организациях 15 муниципальных образований запущена региональная модель создания детских научных клубов «Фабрика миров», координатором которой является Региональный модельный центр (5 100 обучающихся). С 2018 года Региональный модельный центр приступил к реализации программ повышения квалификации работников системы дополнительного образования, подготовке образовательных организаций и педагогов дополнительного образования к введению с 2021 года профессионального стандарта педагога дополнительного образования, формированию банка данных лучших практик дополнительного образования детей в Югре, позволяющего выявлять и аккумулировать лучшие практики дополнительного образования на единой информационной площадке.

В 2019 году на базе Сургутского государственного университета планируется создание Центра дополнительного образования детей и взрослых.

В 2019 в летний период запланировано проведение летней школы «Наноград» для школьников, педагогов, студентов технических и педагогических вузов. Участники получат дополнительное образование в области естественных наук, основ нанотехнологий и технопредпринимательства с использованием научно-образовательного потенциала и высокотехнологичных предприятий автономного округа.

Региональная модель дополнительного образования обеспечит формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности, а также самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, что соответствует одной из основных задач в сфере образования, обозначенных в майском Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В целях подготовки кадров для региональной экономики по наиболее   востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям (Топ-50) в ходе реализации приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в 2018 году в профессиональные образовательные организации на обучение по новым стандартам принято 1 369 (31,4%) человек по 17 профессиям/специальностям. В 2019 году необходимо расширить перечень профессий/специальностей до 19-20 с количеством обучающихся до 1 600 человек (33%).

В 2018 году проведена пилотная апробация внедрения в системе среднего профессионального образования демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, охватившая 98 студентов из 4 профессиональных образовательных организаций.

Внедрение новых ФГОС СПО предполагает создание современных условий для эффективного образовательного пространства, включающего современную материально-техническую базу обучения профессиям и специальностям, в т.ч. для ее использования в сетевом формате.

Продолжается работа по созданию специализированных центров компетенций, оснащенных в соответствии с требованиями мировых стандартов, обеспечивающих доступ обучающихся к высокотехнологичной инфраструктуре и формирующих условия для трансфера этих компетенций. В 2018 году на территории Югры действует 4 специализированных центра компетенций: «Веб-разработка», «Графический дизайн», «Прототипирование», «Сетевое и системное администрирование». В 2017 году аккредитован центр по компетенции «Графический дизайн». Процедуру аккредитации в 2018 году прошли центры по компетенциям: «Прототипирование», «Сетевое и системное администрирование». В 2019 году планируется открытие еще 3 специализированных центров по компетенциям: «Дошкольное образование, «Электромонтаж» и «Кондитерское дело».

Среди прошедших в 2018 году наиболее значимых мероприятий нужно отметить:

– проведение Отборочных соревнований для участия в Финале VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам Ворлдскиллс Россия по компетенциям: «Кондитерское дело» (16-22/юниоры) с 17 по 22 апреля 2018 года и «Ресторанный сервис» (16-22) с 13 по 20 мая 2018 года, в которых приняли участие более 70 конкурсантов из 39 регионов Российской Федерации;

– участие 6 студентов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в национальном чемпионате «Молодые профессионалы (WorldSkills) в г. Южно-Сахалинск, результаты участия – 3 медальона за профессионализм.

БУ ВО ХМАО–Югры «Сургутский государственный педагогический университет» (далее – СурГПУ) осуществляет международное и межрегиональное сотрудничество в отстаивании российских интересов. В рамках заключенного договора со словацким Университетом им. Матеа Бела преподаватели СурГПУ занимаются распространением русского языка и культуры, разработкой совместных инновационных образовательных программ и учебных планов по русскому языку как иностранному, модернизацией методического обеспечения для российских и словацких студентов, подготовкой совместной образовательной программы нового поколения по русскому языку как иностранному.

10-14 апреля 2018 года состоялся визит представителей СурГПУ в Киргизию с целью проведения курсов повышения квалификации для преподавателей русского языка. Тема программы была обозначена как «Инновационные технологии обучения русскому языку как неродному в полиэтничной среде».

В соответствии с президентским указом от 7 мая «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предстоит создание не менее 15 научно-образовательных центров (НОЦ) мирового уровня на основе интеграции университетов и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики.

По инициативе трех Губернаторов (Югры, Ямала и Тюменской области), обозначенной в письме в адрес Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева, предполагается создание распределенного научно-образовательного центра на территории трех субъектов.

В данный момент идет работа по созданию рабочей группы по подготовке концепции и программы развития межрегионального распределенного научно-образовательного центра Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.

С целью успешной реализации научно-исследовательской деятельности в вузах создано 19 малых инновационных предприятий (далее – МИП).

В том числе, в 2 федеральных вузах, расположенных на территории автономного округа, действует 3 МИПа.

Продукция малых инновационных предприятий разнообразна – от кисломолочных продуктов, обогащенных лактобактериями, до высокоточных приборов диагностики конструкций и сооружений и интеллектуальных источников питания с длительным временем работы.

Молодежная политика

В 2018 году по различным направлениям молодежной политики представители Ханты-Мансийского автономного округа – Югры стали победителями 36 и призерами 12 всероссийских мероприятий.

В 2018 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проведено порядка  5 000 мероприятий гражданско-патриотической направленности с общим охватом более 600 000 человек.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в Югре создан штаб Регионального отделения «Юнармия».

В автономном округе функционирует 22 муниципальных штаба Юнармии, в состав которых входит 62 юнармейских отряда общим количеством 2 884 человека. В 2017 году действовало лишь 10 отрядов юнармейцев, общим количеством 734 человека.

С целью поддержки молодежных общественных объединений Югры оказывается информационная, консультационная и грантовая поддержка.

Так, по итогам 2018 года в рамках конкурсов в сфере молодежной политики грантовая поддержка оказана 51 социально ориентированной общественной организации, в том числе молодым людям на реализацию проектов в сфере государственной молодежной политики в размере 12 млн. рублей.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре при содействии Федерального агентства по делам молодежи, консалтинговой поддержке Центра развития образовательных систем Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проведена серия семинар-совещаний вопросу развития государственной молодежной политики, по итогам которых подготовлен портфель проектов реализации государственной молодежной политики в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2024 года.

Югра предполагает стать пилотной площадкой по внедрению технологии проектного управления в сфере государственной молодежной политики с целью последующего распространения в субъектах Российской Федерации.

 

О перспективах реализации Национального проекта «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

1. Для решения задач и достижения целевых показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, Национальным проектом «Образование» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре принято решение о реализации региональной составляющей в логике проектного управления (с применением механизма проектного управления), при широком обсуждении основных направлений деятельности населением Югры.

Во всех муниципалитетах Югры прошла стратегическая неделя «Югра-2024». Зональные сессии состоялись в городах Нижневартовске, Сургуте, Югорске, Ханты-Мансийске.

Автономный округ стал одним из первых регионов России, где работа по реализации нового майского Указа главы государства велась в формате стратегических сессий. Их основная задача – построение командной работы, перезагрузка стратегического мышления, коллективная выработка цели и путей ее достижения. Особенностью стратегической недели стало то, что по каждому из представленных направлений национального проекта идеи генерировали югорчане, не имеющие профессиональной принадлежности к отрасли «Образование».

В результате наиболее креативные и системные решения, отвечающие современным трендам социально-экономического развития Югры, вошли в государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования».

В структуре государственной программы автономного округа отдельным блоком выделена проектная часть, содержащая информацию о портфеле проектов и проектах, направленных на реализацию национальных и федеральных проектов (программ) Российской Федерации, реализуемых на принципах проектного управления.

Состоялись общественные обсуждения и презентация публичной декларации целей и задач государственной программы автономного округа «Развитие образования».

Разработан и утвержден на проектном Комитете, под руководством Губернатора Югры Н.В. Комаровой, региональный портфель проектов «Образование».

2. Общий объем финансирования региональной составляющей Национального проекта «Образование» на 2019-2024 год – 40 689 895,00 тыс. рублей.

«Современная школа» – акцент сделан на мероприятия, связанные с модернизацией предметной области «Технология» (созданием высокооснащенных ученических мест для реализации предмета «Технология»); созданием детских технопарков «Кванториум»; формированием, апробацией и внедрением модели сетевого взаимодействия; созданием новых мест в общеобразовательных организациях и ликвидация ветхих зданий.

«Успех каждого ребенка» – основными мероприятиями в этом направлении стали: создание регионального центра дополнительного образования и сопровождения талантливых детей по модели «Сириус»; реализация региональной модели выявления и сопровождения детей, проявляющих выдающиеся способности, «Лидеры Югры»; реализация регионального комплекса мер по ранней профориентации обучающихся «Билет в будущее».

«Поддержка семей, имеющих детей» – совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив» планируется реализация проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста»; создание консультационных центров методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям).

«Цифровая образовательная среда» – оснащение школ техническими и программными средствами, позволяющими автоматизировать и повысить эффективность организационно-управленческих процессов; внедрение единой платформы для цифровизации государственного управления сферой образования, сопровождения деятельности педагогов, каждого обучающегося.

«Учитель будущего» – создание центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; Внедрение новой системы аттестации, независимой оценки профессиональной квалификации; создание аккредитационных центров профессионального мастерства работников системы образования.

«Молодые профессионалы» (повышение конкурентоспособности профессионального образования) – реализация регионального проекта «Создание в Югре конкурентоспособной системы среднего профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями; открытие центров опережающей профессиональной подготовки и лабораторий, оснащенных современной материально-технической базой с учетом опыта Союза Ворлдскиллс России, формирование новой модели заказа на подготовку кадров для экономики региона с участием реального сектора экономики.

«Социальная активность» – формирование комплекса мер, направленных на усиление роли добровольцев в решении социальных задач; создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов.

«Экспорт образования» – создание образовательной и научной инфраструктуры (проект создания Научно-образовательного комплекса); трансформация образовательных программ вузов в соответствии с международными стандартами.

3. Важнейшей задачей становится вхождение образования Югры в десятку лучших систем образования России, где каждый ребенок получит качественное, современное образование.

Основой решения этой задачи станет педагог нового формата, «Педагог – Югры» – лидер инноваций в образовании, высококвалифицированный специалист, ответственный за результаты обучения школьников.

С целью цифровизации государственного управления сферой образования, сопровождения деятельности педагогов, формирования индивидуальной траектории развития каждого обучающегося предполагается внедрение единой цифровой образовательной платформы (создание цифровой образовательной среды).

Реализация региональной составляющей Национального проекта «Образование» позволит достичь следующих результатов:

Повысится качество профессионального образования и квалификация выпускников. Ежегодно, в течение одного года после окончания обучения, будет трудоустроено не менее 60% выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования очной формы обучения;

Доля образовательных организаций высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки возрастет с 8,5% до 11,4%;

Ежегодно не менее 33% педагогических работников будут проходить подготовку или повышение квалификации, в том числе на основании диагностических исследований профессиональных затруднений, что позволит сформировать новые квалификационные характеристики педагога и обеспечить повышение качества его деятельности. Повышение квалификации лежит в основе национальной системы учительского роста влияет на оценку деятельности при проведении аттестации педагогов и присвоении квалификационных категорий.

Не менее 37% занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, пройдут повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку;

С 1,41 до 1,38 раз сократится разрыв между школами, получившими наивысшие баллы ЕГЭ и отстающими от них школами.

Увеличится охват детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования, получающих услуги дополнительного образования с 73% до 80%.

Численность обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений, в т.ч. волонтерских и добровольческих увеличится с 25,5 тыс. чел. до 27 тыс. чел.

Численность населения, работающего в качестве волонтеров, возрастет с 12,5 тыс. чел. до 14 тыс. чел.

Реализация региональной составляющей национального проекта «Демография» позволит обеспечить доступность услуг присмотра и ухода и дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, а всем родителям возможность получения информационно-просветительской поддержки и вовлечение в учебно-воспитательную и образовательную деятельность.

 

 


[1] В том числе 3 детских сада в составе комплексов

 

[2] В том числе 4 детских сада в составе комплексов

В том числе 3 детских сада в составе комплексов

 

[3] Показатель, установленный Указом Президента РФ от 07.05.2012 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»